Приложение № 08
к Учетной
политике
ГБУЗ
НО Киселихинский
областной терапевтический госпиталь для ветеранов войн
|
Положение о внутреннем контроле
На необходимость осуществления внутреннего контроля в
госучреждении указывают:
- п.
6 Инструкции, утвержденной приказом
Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), в соответствии
с которым учреждением в рамках формирования учетной политики должен
утверждаться порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего
контроля;
- п.
157 Инструкции, утвержденной приказом
Минфина России от 28.12.2010 N 191н, а также п.
56 Инструкции, утвержденной приказом
Минфина России от 25.03.2011 N 33н, согласно которым учреждение при
формировании пояснительной записки к годовой бюджетной (бухгалтерской)
отчетности заполняет таблицу 5 "Сведения о результатах
мероприятий внутреннего контроля" и отражает в ней информацию о
результатах проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю
за соблюдением требований бюджетного законодательства, финансовой дисциплины и
эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным
ведением бюджетного (бухгалтерского) учета и составлением отчетности.
Кроме того, состояние системы внутреннего контроля в
учреждении, как правило, проверяется в ходе мероприятий государственного
(муниципального) контроля и аудита (смотрите, например, п.
3.1.3 Стандарта внешнего государственного финансового контроля
СФК 103 "Проведение финансового аудита", утв. Коллегией Счетной палаты
РФ (протокол от 09.11.2012 N 48К (881)). А в ст.
19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О
бухгалтерском учете" содержится требование об организации и осуществлении
экономическими субъектами внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной
жизни. Рекомендации по организации и осуществлению такого контроля приведены в Информации
Минфина России от 25.12.2013 N ПЗ-11/2013, в которой обобщается практика
организации и осуществления внутреннего контроля в организациях
негосударственного сектора. В то же время отдельные положения данного документа
могут использоваться и организациями госсектора при разработке Положения о
внутреннем контроле (смотрите письмо
Минфина России от 25.12.2013 N 07-04-15/57289).
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о внутреннем
контроле разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011
N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об
утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов
государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления,
органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его
применению", от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"
и уставом учреждения.
Положение устанавливает цели, правила и принципы проведения внутреннего
контроля.
1.2.
Внутренний контроль направлен на обеспечение соблюдения законодательства РФ в
сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения
бюджета (плана), повышение качества составления и достоверности бухгалтерской
отчетности и ведения бухгалтерского учета, а также на эффективное использование
средств бюджета.
Система
внутреннего контроля представляет собой совокупность субъектов внутреннего
контроля и мероприятий внутреннего контроля.
1.3.
Система внутреннего контроля обеспечивает:
-
установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций
требованиям нормативно-правовых актов и положениям учетной политики учреждения,
а также принятым регламентам и полномочиям сотрудников;
-
достоверность и полноту отражения фактов хозяйственной жизни в учете и
отчетности учреждения;
-
своевременность подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
предотвращение ошибок и искажений;
-
недопустимость финансовых нарушений в процессе деятельности учреждения;
-
сохранность имущества учреждения.
Основные
направления внутреннего контроля :
1) соблюдение
требований нормативных правовых и локальных актов, инструкций, приказов и
распоряжений руководителя учреждения;
2)
достоверность бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
3)
соблюдение (выполнение) показателей бюджетного и внебюджетного (плана финансово-хозяйственной деятельности);
4)
обоснованность формирования затрат в плановых документах и отражения затрат в
учете;
5)
достоверность показателей объемов выполненных работ и оказанных услуг,
отражаемых в плановых документах и отчетности;
6)
полнота оприходования, сохранность и фактическое наличие продукции, денежных
средств и материальных ценностей;
7)
целевое использование денежных средств и имущества;
8)
обоснованность принятия и полнота исполнения учреждением обязательств (денежных
обязательств);
9)
наличие и сохранность первичных документов и регистров бухгалтерского учета;
10)
контроль оформления и отражения в регистрах бухгалтерского учета отдельных
фактов хозяйственной жизни;
11)
проверка расчетов пособий, правильности начисления заработной платы и иных
выплат
1.5.
Субъектами системы внутреннего контроля являются:
-
руководитель учреждения и его заместители;
-
комиссия по внутреннему контролю;
-
руководители и работники учреждения на всех уровнях.
Разграничение
полномочий и ответственности органов (лиц), задействованных в функционировании
системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения,
в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также
организационно-распорядительными документами учреждения и должностными
инструкциями работников.
Лицо,
на которое возложено ведение бухгалтерского учета, не несет ответственность за
соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов
свершившимся фактам хозяйственной жизни. Достоверность данных, содержащихся в
первичных учетных документах, обеспечивают лица, ответственные за оформление
факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.
1.6.
Внутренний контроль в учреждении основывается на следующих принципах:
-
принцип законности - неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами
внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством РФ и
локальными актами учреждения;
-
принцип независимости - субъекты внутреннего контроля при выполнении своих
функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
-
принцип объективности - внутренний контроль осуществляется с использованием
фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством
РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной
информации;
-
принцип ответственности - каждый субъект внутреннего контроля несет
ответственность в соответствии с законодательством РФ за ненадлежащее
выполнение контрольных функций;
-
принцип системности - проведение контрольных мероприятий всех сторон
деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре
учреждения.
2.1. Ответственность за организацию внутреннего
контроля возлагается на Главного
бухгалтера
Состав
комиссии по внутреннему контролю утверждается отдельным приказом руководителя
учреждения.
2.3.
Учреждение применяет следующие процедуры внутреннего контроля:
2.4.
Методами проведения внутреннего контроля являются контрольные процедуры,
указанные в п. 2.3 настоящего Положения, применяемые в ходе самоконтроля и
(или) контроля по уровню подчиненности.
Предварительный
контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции и позволяет
определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция.
Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители,
главный бухгалтер Последующий контроль проводится по итогам совершения фактов
хозяйственной жизни. Этот контроль осуществляется путем анализа и проверки
бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных
необходимых процедур. Последующий контроль, как правило, проводится
должностными лицами учреждения и комиссией по внутреннему контролю. В состав
комиссии в обязательном порядке включаются сотрудники , бухгалтерии, отдела
материального обеспечения и иных заинтересованных служб.
2.5.
Внутренний контроль в учреждении осуществляется в следующих формах:
-
предварительный контроль, к которому относятся процедуры и мероприятия,
направленные на предупреждение и пресечение ошибок и (или) незаконных действий
должностных лиц и работников учреждения до совершения факта хозяйственной жизни
учреждения;
-
последующий контроль, в рамках которого проводятся мероприятия по проверке
законности действий должностных лиц (работников) учреждения после совершения
факта хозяйственной жизни.
2.5.2. При
проведении мероприятий последующего контроля должностными лицами учреждения и
комиссией по внутреннему контролю в учреждении осуществляются:
- анализ исполнения плановых документов;
-
проверка наличия имущества учреждения;
-
проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный расчет
с внесением соответствующих записей в Книгу
учета материальных ценностей, проверка достоверности данных о закупках в
торговых точках;
-
соблюдение норм расхода материальных запасов;
- проверка первичных документов учреждения после
совершения хозяйственных операций в соответствии с Учетной политикой учреждения
и приложениями к ней, в том числе графиком документооборота;
-
анализ главным бухгалтером (его заместителем) конкретных журналов операций на соответствие методологии учета и
положениям учетной политики учреждения;
-
контроль за соблюдением правил осуществления кассовых операций, оформления
кассовых документов, установленного лимита кассы, хранением наличных денежных
средств;
-
проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности
учреждения.
К
мероприятиям последующего контроля со стороны комиссии по внутреннему контролю
относятся:
-
проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
-
инвентаризация имущества и обязательств учреждения.
2.6.
Для реализации внутреннего контроля профильная комиссия проводит плановые и
внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Основными
объектами плановой проверки являются:
-
соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского
учета и норм учетной политики;
-
правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в
бухгалтерском учете;
-
полнота отражения и правильность документального оформления фактов
хозяйственной жизни;
-
своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
-
достоверность отчетности.
В ходе
проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам и фактам
хозяйственной жизни, в отношении которых есть информация о возможных
нарушениях.
Периодичность
проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждения:
-
плановые проверки — один раз в квартал в соответствии с утвержденным
руководителем учреждения планом контрольных мероприятий;
-
внеплановые проверки - по мере необходимости.
3.1.
Комиссия по внутреннему контролю (уполномоченное должностное лицо) осуществляет
анализ выявленных нарушений, определяет их причины и разрабатывает предложения
для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
Результаты
проведения предварительного контроля оформляются в виде служебных записок на
имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий
по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также
рекомендации по недопущению возможных ошибок.
3.2.
Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде Акта,
подписанного всеми членами комиссии, который направляется с сопроводительной
служебной запиской руководителю учреждения. В Акте о проведении мероприятий
последующего контроля отражается:
- программа
проверки (утверждается руководителем учреждения);
-
объекты внутреннего контроля;
-
виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных
мероприятий;
-
анализ соблюдения законности осуществления финансово-хозяйственной
деятельности;
-
выводы о результатах проведения контроля.
Работники
учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме
представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к
результатам проведения внутреннего контроля.
По
результатам проведения проверки Уполномоченное лицо разрабатывает план мероприятий по
устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и
ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.
По
истечении установленного срока Уполномоченное лицо
информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их
неисполнении с указанием причин.
3.3.
По окончании года комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю
учреждения отчет о проделанной работе, в котором отражаются:
-
сведения о выполнении плановых и внеплановых проверок;
-
результаты контрольных мероприятий за отчетный период;
- меры
по устранению выявленных нарушений и недостатков;
-
анализ выявленных нарушений (недостатков) по сравнению с предыдущим периодом;
-
вывод о состоянии финансово-хозяйственной деятельности учреждения за отчетный
период.
4.1.
Председатель комиссии по внутреннему контролю перед началом контрольных
мероприятий составляет план (программу) работы, проводит инструктаж с членами
комиссии и организует изучение ими законодательства Российской Федерации,
нормативных правовых актов, регулирующих финансовую и хозяйственную
деятельность учреждения, информирует членов комиссии с материалами предыдущих
проверок.
Председатель
комиссии обязан:
- организовать
проведение контрольных мероприятий в учреждении согласно утвержденному плану
(программе);
-
определить методы и способы проведения контрольных мероприятий;
-
осуществлять общее руководство членами комиссии в процессе проведения
контрольных мероприятий, распределить направления проведения контрольных
мероприятий между членами комиссии;
-
обеспечить сохранность полученных документов, отчетов и других материалов,
проверяемых в ходе контрольных мероприятий.
- быть
принципиальным, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность.
Председатель
комиссии имеет право:
-
проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом внутреннего контроля,
с учетом ограничений, установленных законодательством;
-
давать указания должностным лицам о представлении комиссии необходимых для
проверки документов и сведений (информации);
-
получать от должностных, а также материально-ответственных лиц учреждения
письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных
мероприятий, копии документов, связанных с осуществлением финансовых,
хозяйственных операций объекта внутреннего контроля;
-
привлекать сотрудников учреждения к проведению контрольных мероприятий,
служебных расследований по согласованию с руководителем учреждения;
-
вносить предложения об устранении выявленных в ходе проведения контрольных
мероприятий нарушений и недостатков.
Члены
комиссии обязаны:
- быть
принципиальными, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность;
-
проводить контрольные мероприятия учреждения в соответствии с утвержденным
планом (программой);
-
незамедлительно докладывать председателю комиссии о выявленных в процессе
контрольных мероприятий нарушениях и злоупотреблениях;
-
обеспечить сохранность полученных документов, отчетов и других материалов,
проверяемых в ходе контрольных мероприятий.
Члены
комиссии имеют право:
-
проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом внутреннего контроля,
с учетом ограничений, установленных законодательством о защите государственной
тайны;
-
ходатайствовать перед председателем комиссии о представлении им необходимых для
проверки документов и сведений (информации).
4.2.
Руководитель и проверяемые должностные лица учреждения в процессе контрольных
мероприятий обязаны:
- оказывать
содействие в проведении контрольных мероприятий;
-
представлять по требованию председателя комиссии и в установленные им сроки
документы, необходимые для проверки;
-
давать справки и объяснения в устной и письменной форме по вопросам, возникающим
в ходе проведения контрольных мероприятий.
4.3.
Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со
своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку,
документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во
вверенных им сферах деятельности.
4.4.
Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную
ответственность в соответствии с требованиями ТК
РФ.
5.1.
Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется
субъектами внутреннего контроля и рассматривается на совещаниях, проводимых
руководителем учреждения.
5.2.
Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы
внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего
контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.
В
рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет
руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур
внутреннего контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным
бухгалтером предложения по их совершенствованию.